ИССЛЕДОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ЛЕКАРСТВЕННОЙ ФОРМЕ МАЗИ

DOI: https://doi.org/10.29296/25877313-2019-08-01
Номер журнала: 
8
Год издания: 
2019

И.В. Гаммель д.фарм.н., профессор, кафедра управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (г. Нижний Новгород) О.В. Жукова к.фарм.н., доцент, кафедра управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (г. Нижний Новгород) E-mail: ov-zhukova@mail.ru С.В. Кононова д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой управления и экономики фармации и фармацевтической технологии, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (г. Нижний Новгород) М.А. Коннова студентка, фармацевтический факультет, ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (г. Нижний Новгород)

Цель работы: маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств в форме мази (анализ жизненного цикла и изучение областей применения). Методы: контент-анализ официальных источников информации, их систематизация и последующий логический, структурный и сравнительный анализ. Результаты. Установлено количество лекарственных средств в форме мази, разрешенных для медицинского применения в России. Лекарственные средства в форме мази представлены 116 международными непатентованными наименованиями, 308 торговыми наименованиями, 519 лекарственными препаратами. По виду и способу применения различают мази для местного и наружного применения, глазные мази, ректальные мази, назальные мази. Ассортимент лекарственных средств в форме мази структурирован по стране-производителю, предприятию-производителю, фармакотерапевтической группе. Значительная часть отечественного фармацевтического рынка представлена мазями российского производства, лидирующую позицию по количеству предложений занимает ОАО «Синтез». Лекарственные средства в форме мази представлены в 25 фармакотерапевтических группах с преобладанием глюкокортикоидов, гомеопатических средств, местнораздражающих средств, стимуляторов регенерации тканей, противомикробных средств. Выводы. Стадия жизненного цикла номенклатуры ЛС в лекарственной форме мази соответствует «зрелости». Отмечена положительная динамика импортозамещения и сокращения импортозависимости отечественного фармацевтического рынка мазей

Ключевые слова: 
лекарственная форма мази
маркетинговое исследование
анализ жизненного цикла
структура ассортимента
производители
фармакотерапевтические группы

Список литературы: 
  1. Гаммель И.В., Пятигорская Н.В., Горбунова С.А. Ассортиментный контур сегмента российского фармацевтического рынка лекарственных средств в твердых желатиновых капсулах. Ремедиум // Журнал о российском рынке лекарств и медицинской технике. 2017. № 9. С. 26–30.
  2. Гаммель И.В., Горбунова С.А. Исследование ассортимента лекарственных средств в твердых желатиновых капсулах // Медицинский альманах. 2018. № 1 (52). С. 121–125.
  3. Дзюба А.С., Трофимова Е.О. Современное состояние и перспективы развития рынка суппозиториев // Фармация. 2014. № 3. С. 27–30.
  4. Мази. ОФС 1.4.1.0008.18.15. Государственная Фармакопея. Издание XIV. 2018. Т. II. С. 1893–1901.
  5. Государственный реестр лекарственных средств РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // gris.rosminzdrav.ru.
  6. Шишкина А.В., Багирова В.Л. Анализ отечественного фармацевтического рынка мягких лекарственных форм // Фармация. 2013. № 1. С. 28–30.
  7. Provotorova S.I. Senyutina M.V. Vereten-nikova M.A. Fedosov P.A. Belenova A.S. Soft dosage forms on Russian pharmaceutical market // Sciences of Europe. 2017. № 11 (11). Р.17–20.
  8. Гузев К., Гузева А. Ситуационный анализ производства и реализации мазей в России. Ремедиум. 2005. № 1-2.
  9. С. 111–115.